МБОУ города Иркутска СОШ №12
г. Иркутск
  • Гришкина Н. И. - Учитель Английского и французского языков

    Гришкина Надежда Николаевна.
    Учитель английского и французского языков

    Воспитание патриотизма на уроках английского языка в школе

     

    "Для России высокие идеалы патриотизма имеют особую ценность, на них основана непобедимая сила духа нашего народа, которая не раз удивляла и восхищала весь мир. Чувство патриотизма — важнейшая часть общенациональной культуры, стержень нашей генетической памяти. Эти традиции всегда вдохновляли на благородные поступки, на настоящие прорывы, на создание подлинных творческих шедевров"

    В.В.Путин

     

    Согласно толковому словарю Даля, патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к подвигам ради неё.

    В современном обществе проблема формирования истинного патриотизма среди подрастающего поколения стоит достаточно остро. Патриотизм на сегодняшний день является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и важным ресурсом развития общества.

    Большую роль в патриотическом воспитании играет школа. Именно в школе закладываются знания и формируются моральные качества. Задача учителя – способствовать воспитанию патриота, развивая в учениках такие качества личности, как чувство долга, уважение к старшим, ответственность. А также найти такие формы работы с учащимися, которые позволили бы им самим приобщиться к истории и культуре своей страны.

    Школьный предмет "Английский язык"; играет важную роль в воспитании патриотизма, поскольку в ходе изучения иностранного языка, учащиеся приобретают навыки и умение пользоваться другим языком как средством общения и получения новой информации. А это, в свою очередь, дает учителям возможность формировать гражданско-патриотическую позицию обучающихся посредством понимания и сравнения традиций и обычаев родной страны со страной изучаемого языка. Изучение иноязычной культуры возможно только на национально-культурной базе родного языка

    Одними из самых эффективных форм и методов реализации задач патриотического воспитания школьников являются: технология диалога культур, метод творческих проектов, компьютерные презентации, научно-исследовательская работа.

    Технология диалога культур помогает формировать у обучающихся уважительное отношение к культурам разных стран, изучать их, сравнивать, а также воспитывает патриотизм и гордость за свою страну. Данная технология основана на знании культурных ценностей своей Родины. Главное, не только научить ученика сравнивать культуру своей и другой страны, но и развить умения оценивания и понимания, анализа, основываясь на свой собственный опыт, а не только получать факты от учителя. Этого можно достичь, только если применять различные виды деятельности. Например, читать разные тексты с определенными целями, анализировать, обсуждать и сравнивать с культурой своей страны, делать выводы, так образуется диалог двух культур. Уроки-праздники, урок-конференция, батлы, круглые столы, урок - экскурсия – это различные виды уроков, которые можно применять в педагогической работе. Подобные уроки проводятся на любые темы.

    Проектная деятельность играет важную роль в военно-патриотическом воспитании. Если правильно организовать проектно-исследовательскую деятельность, это позволит развивать и формировать у учащихся способность самостоятельной добычи знаний, умение сортировать нужную информацию и правильно ее применять, делать правильные выводы. Проекты можно делать на самые разные темы: «Моя семья», «Увлечения моей семьи», «Мой город», «Мой папа - Защитник Отечества», «Герои моего города», и другие. Примеры тем для сочинений и эссе: «Welcome to Russia» - «Добро пожаловать в Россию», «Victory Day» - «День Победы», «Our forefathers had been fighting» - «Наши предки воевали» и др. По теме «Наши предки воевали» ученикам можно дать задание изучить генеалогическое древо своей семьи, так как изучение прошлого своей семьи имеет важнейшее значение в становлении патриота и гражданина.

    Результаты своей проектной деятельности учащиеся представляют в виде компьютерных презентаций. Результативность использования метода проектов в патриотическом воспитании отражается не только в качестве продемонстрированных презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, правильности употребления лексических единиц и грамматических конструкций, но и в растущем интересе к материалу не только страноведческого, но и патриотического характера.

    Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. 
    Проводить уроки патриотической направленности жизненно необходимо в наши дни. С помощью иностранного языка в межкультурной коммуникации удается решать все поставленные задачи по патриотическому воспитанию учащихся. Этому способствуют материалы различной направленности о своей и иноязычной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантной к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель — привить учащимся уважение и любовь к своей родине.

    Библиографический список

    1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224с.
    2. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2001. - № 4
    3. Егошина, Н.Г. Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота: Учеб. - методич. пособие для преподавателей англ. яз / Н.Г. Егошина. Йошкар-Ола, 2007. - 197 с.
    4. Колотий, C.B. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. 2006. - № 6. - с. 142-145.
    5. Миролюбов, A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. -2001 - №5 - с. 11-14.
    6. Пассов, Е.И., Кузовлев, В.П., Коростелев, B.C. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества / Е.И. Пассов.
    7. Путин В. В. Россия — национальный вопрос // Независимая газета. — 2012. — № 7. — с. 1, 4.
    8. Bell, J. Doing Research Project: A Guide for first-time Researchers in Education and social Science / J. Bell. Great Britain: Open University Press. 1995/- 176 p.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике