МБОУ города Иркутска СОШ №12
г. Иркутск
  • Трудности в обучении младшего школьника связанные с рефлексами и их коррекция

    Раннее развитие в современном мире актуально и востребованно. Развитию интеллекта малыша родителями уделяется много времени, при этом забывается необходимость развития физического. Младенец рождается с определенным набором безусловных рефлексов. Которые не только выполняют защитную роль в ответ на стресс или опасность, но также являются основой для гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития. Может случиться, что рефлекс не сформировался до конца или не мог быть активирован (вызван) и поэтому не может угаснуть (остается на фазе несозревания), тогда он продолжает контролировать жизнь подрастающего малыша, что влияет на его развитие и приводит к нарушениям: сенсорной интеграции, движения, развития речи, саморегуляции и поведения.

    Восполнить дефициты развития, правильно интегрировать все базовые рефлексы и заложить надежную основу для развития и успешного обучения позволяют упражнения из программы «Гимнастика мозга»

    Необходимость и актуальность раннего развития в современном мире безусловна, но результаты не ясны. С раннего возраста родители много времени уделяют развитию их интеллекта: учат их читать, запоминать картинки иностранных слов и считать в раннем возрасте, забывая о необходимости физического развития [3].

    Дети лишены возможности постоянно и по мере необходимости развивать нейронные связи мозга, одновременно тренируя свои основные врожденные рефлексы, напр. Они не способны осуществить свой первый рефлексивный опыт «так, как задумано природой» Быстрое отлучение от груди, переодевание, укрытие подушками, сидение, фиксация, ходунки, свитера, манежи, стульчики и переноски, и мало ли, сколько современных приспособлений существует, мешающих нормально контролировать свое тело, отрабатывать рефлексы и устанавливать полную нервную связь (интеграцию рефлексов)?

    Каждый ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. Они помогают ему родиться и выжить в первый год жизни, пока он не научится, например, самостоятельно контролировать и планировать свои действия, пока у него не разовьются новые поведенческие, двигательные и жизненные навыки. Тогда врожденные рефлексы должны утихнуть. Более конкретно: интеграция новых навыков, необходимых для развития ребенка.

    Российские ученые И. Павлов и И. Сеченов, нейрофизиолог А. Ухтомский, Н. Бернштейн, П. Анохин и психолог Л. Выготский связывали рефлексы новорожденного как с высшей нервной деятельностью, так и с низшими нервными функциями [5]. Примитивные рефлексы составляют основу гармоничного физического, эмоционального и интеллектуального развития и играют защитную роль не только в период стресса или опасности [5]. Рефлексы имеют двойное назначение: защита и развитие. Будучи автоматической, непроизвольной и бессознательной реакцией на стресс или опасность, они служат защите и выживанию. Но важно также, что рефлексы составляют неврологическую основу двигательного и интеллектуального развития. По мере взросления мозговых центров ребенок приобретает новые возможности для движения, а врожденные рефлексы должны ослабляться и уступать место новым сознательным способностям, таким как целенаправленное схватывание предметов. Рефлекс не исчезает (выключается) до тех пор, пока не созреет и не возникает после рождения. Может случиться так, что рефлекс не полностью развит или не может быть активирован (вызван) и поэтому не может утихнуть (остается в фазе незрелости), поэтому он продолжает управлять жизнью растущего ребенка, влияя на его развитие и приводя к расстройствам: саморегуляции и поведения, движения, развития речи.

    Физические и психологические проблемы, связанные с рефлексами

    Проблемы и трудности ученика

    Коррекция проводится через опыт рефлекторного движения и упражнения

    Рефлекс

    На физиологическом уровне

    На психоэмоциональном уровне

    Поисковый глотательный и сосательный рефлексы

    Нарушение речи, скрежетание зубами, повышенное слюноотделение, рвотный рефлекс.

    Расстройства пищевого поведения, «едоки»/пищевая зависимость, грызение ногтей, ручек, карандашей, ластиков и т. д., критические нарушения, трудности в различении плохого и хорошего, полезного/вредного.

    Спинальные рефлексы (Галанта и Переса)

    Затруднение перехода с одной строки на другую при чтении, невнимательность при слушании, нервозность, чрезмерная подвижность, отвращение к тесной одежде, боязнь щекотки, трудности с контролем мочевого пузыря, асимметрия позы, трудности с памятью.

    Авторитетов не признают, трудно подчиняться дисциплине и контролю

    Рефлекс Моро

    Трудно держать рот закрытым, гиперсаливация, проблемы с дыханием, слабость позы: ребенок ложится на стол, переминается с ноги на ногу, сгибается во время сидения; проблемы с речью, поверхностное дыхание, снижена концентрация внимания, низкая помехоустойчивость, кривошея

    Неуверенность в себе и мире, неуверенность в своих силах, трудности с принятием ответственности, тревожность, снижение стрессоустойчивости.

    Верхний и нижний хватательные рефлексы

    Трудности с опорой на открытые ладони, напряженная кисть во время письма, гипо- или гипертонус в ногах и руках, бег на цыпочках, синкинезии кистей рук при двигательной активности

    Жадность/транжирство, опускание/удерживание в отношениях, зависимость/созависимость

    Ассиметричный шейный тонический рефлекс

    Трудности в усвоении навыков езды на велосипеде и плавания. Трудности с автоматизацией навыков письма и чтения Нарушение координации «глаз/рука», недостаточное восстановление после сна, нарушение координации «лево-право»,

    Неуверенность в системе норм и ценностей, неуверенность в принятии решения, проблемы с самостоятельностью, сложности с установлением границ, дефицит уважения самого себя и других, неуравновешенность процессов давать/брать, автономия и вовлеченность, сложность с пониманием «чего я хочу»

    Симметричный шейный тонический рефлекс

    Разбалансировка «верх-низ», трудности удержания вертикального положения тела (горбиться, ложиться на стол, качается на стуле), проблемы со спиной, втягивает шею, пропущен этап ползания

    Хитрый или робкий, делает все не так (не к месту, не вовремя), трудности с началом чего-то нового, клоуничание

    Лабиринтный тонический рефлекс

    Проблемы с дыханием (прерывистое, со свистом), затруднения при движении глаз, астигматизм, расходящееся косоглазие, боли в области шеи, бедер

    «Я-победитель», много злости, агрессии/все время сдается, отсутствие аутентичности

    Автоматическая реакция (защитный рефлекс)

    Трудности с постановкой руки при письме

    Свобода выбора, дефицит уверенности

    Шейная выпрямляющая реакция

    В положении сидя сложность поддержания позы

    Жесткость, ригидность/чрезмерная мягкость, флексибильность, нет понимания, когда остановиться, а когда идти до конца, низкая мотивация к обучению

    Рефлекс автоматической походки

    Особенность походки (тяжелая поступь), плоскостопие, завал стопы

    Пойти вперед или отступить, готов ли я использовать свои возможности и потенциал

    Для выявления проблем и трудностей в обучении были проанализированы продукты деятельности 27 учащихся (тесты, типовые задания), выявлены серьезные трудности в овладении письмом и чтением, нарушена способность выполнять счетные операции, понимание порядковых номеров. понимание письменных и устных сообщений. У 8 человек (30%) имеются трудности в овладении навыками по некоторым учебным предметам, у 9 человек (33%) — сложные трудности, выражающиеся в систематических ошибках при выполнении различных заданий, у 10 человек (37%) нет трудностей в обучении. Отмечались также физиологические проблемы: сохранение осанки в положении сидя и стоя, нарушение координации «глаз/рука» и «лево-право», затруднение перехода с одной строки на другую при чтении, невнимательность при слушании, нервозность, чрезмерная подвижность, нарушение речи. Это свидетельствует о том, что необходимые нейронные связи не формируются. Поскольку созревание рефлекса задерживается или исключается одна из стадий его созревания, развитие навыков тормозится [5].

    Хорошая успеваемость по учебным предметам требует активного усвоения новой информации [4]. Для повышения умственной работоспособности и оптимизации мыслительных процессов на занятиях во время физических упражнений и динамических перемен были введены упражнения интегративной мозговой гимнастики. Неоднократный анализ выполнения учебных задач показал эффективность этих упражнений. Их регулярное выполнение детьми в течение шести месяцев повышало вероятность успеха. Количество детей, не имеющих трудностей в обучении, увеличивается: 12 человек (44%) и только 5 человек (19%) имеют сложные проблемы.

    Существует так называемая мозговая гимнастика, упражнения которой активизируют деятельность разума и тела и помогают справиться с эмоциональной, физической и психической жизнью [2]. Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х годах американским врачом Полом Деннисоном в Центре помощи неуспевающим людям «Вэлли» в Калифорнии, где он на протяжении 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых и конкретных движений, которая принесет пользу каждому ученику, независимо от его проблемы. Это было особенно эффективно для детей, диагностированных с трудностями в обучении.

    Ниже мы представляем адаптированный вариант мозговой гимнастики для учащихся младших классов [6]. В его основе лежат осевые движения (перекрещивание, двойная схема), энергетические упражнения (массаж ушей, ладоней, груди) и упражнения на развитие межполушарных связей.

    Упражнение «Марширующий солдат» представляет собой перекрестное движение, похожее на ходьбу на месте с размахиванием руками. В движении задействуются мышцы бедра, которые помогают стабилизировать таз; Это также активирует мышечные системы, которые соединяют плечи и стабилизируют их положение. Эта техника восстанавливает подвижность всех мышц тела и, таким образом, служит основой для других движений. Это отличный способ разогреть общую моторику перед тем, как тренировать мелкую моторику, например чтение и письмо. Упражнение обеспечивает: лучшую координацию движений влево/вправо, свободу движений за счет балансировки конечностей, облегчение дыхания и большее сопротивление, улучшение слуха и внимания.

    Сделайте упражнение по массажу ушей. Существует связь между напряжением мышц шеи и ушей и потерей слухового внимания. Для выполнения упражнения аккуратно отодвиньте уши большим и указательным пальцами назад и откройте края. Затем начните массировать, начиная с верхней части уха и продолжая по всему изгибу до мочки уха. Увеличивает энергию, улучшает голосовой резонанс, расслабляет челюсть, язык и мышцы лица, улучшает способность поворачивать голову влево/вправо, улучшает концентрацию и расширяет периферийное зрение.

    Упражнение «Массаж груди» Растирая верхнюю часть груди, мы увеличиваем приток крови к щитовидной железе, которая считается центральным центром управления жизненной энергией человека.

    Упражнения на формирование межполушарных связей: «Гриб-светлячки», «Вообще отлично», «Кольцо-забор-кольцо-камешковая цепочка», «Ухо-нос»

    Лобно-затылочная коррекция представляет собой буквально сдавливание ладонями лба и затылка (по проекции верхней линии уха) [6]. Обеспечивает спокойное и ясное мышление. Кровь и энергия притекают к лобным долям мозга и зрительным областям задней части головы.

    Упражнение «Зеркальное рисование» Возьмите карандаш или маркер в обе руки и начните рисовать зеркальные рисунки, буквы и цифры обеими руками одновременно. Когда вы рисуете, ваши глаза и руки расслабляются. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, работоспособность всего мозга значительно повышается.

    «Мозговая гимнастика» позволяет компенсировать недостатки развития, правильно интегрировать все основные рефлексы и заложить надежный фундамент успешного развития и обучения [2].

    Библиографический список

    1. Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал/ Пэг Доусон, Ричард Гуар. – М.: МИФ, 2014. 384с.

    2. Гимнастика Мозга. Книга для учителей и родителей/ Пол Е. Дениссон. – Санкт-Петербург: Весь, 2015. – 307с.

    3. Интеллект: инструкция по применению/ Константин Шереметьев. – Санкт-Петербург: Весь, 2015. 260с.

    4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб. Питер, 2006. 320 с.

    5. Методика рефлексологического и психологического исследования / Л.С. Выготский. – Москва // Собрание сочинений : в 6 томах / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1982. - Том 1 : Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1982. 43-62с

    6. Основы психотерапевтической кинезиологии/ И.К. Чобану. – М., 2014. 272с.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике